Исправление пути по дальности отворотом от маршрута. на заданный чугол
Этот способ применяется только для погашения избытка времени. При отвороте самолета от линии заданного пути на угол а (рис. 8.13) длина пути и время полета между точками А и F увеличиваются. Поэтому в соответствии с заданными условиями на участке AF можно погасить избыток времени, равный
Д /__ SABCAEF ~ SAF
al — у
Путь, пройденный самолетом по линии ABCREF, будет равен сумме длин дуг АВ, СД и EF и прямолинейных отрезков ВС и ДЕ. Выражая длины дуг и отрезков через радиус R, угол разворота а, воздушную скорость полета V и время полета на прямолинейных участках /ь получим
^АВС ДЕД ~ $ВС 4~ $ ДЕ "Ь ^ F. F ~
= Да — f~ Дії ~~ 2 Да Д Д t у Д Да = А Да — р 2 Діу.
В свою очередь длина участка SAF, выраженная через R, tu V и а, будет равна
SAF = Д sin а + I7tl cos а + 2/(f sin а + Vtl cos а + Д sin я —
== АД sin а — f — 2 Vtx cos а.
Подставляя найденные значения SABcaef и SAf получим
ARa 4-і 2Vtl — AR sin a — 2Vti CQS a
__ —tF —
Это общая формула для расчета величины избытка времени, который можно погасить, отвернув от маршрута на произвольный угол а. — ГІ у.. . . ■ … Д
Решая указанную зависимость относительно времени полета ti на прямолинейном участке маневра, получим
VAt — 4R (а — sin а)
2V (1 — COS а)
Нетрудно видеть, что минимальный избыток времени, который можно погасить, выполняя этот маневр, будет при ^ = 0:
4 R (а — sin а) . , Л.,, , . .
=——— V—— или AtMm == 0,64*360 (а — sm а).
В практике самолетовождения углы отворота а чаще всего берут равными 60, 45 или 90°. Тогда, подставив в формулу (8.15) величину а = 60° и решив ее относительно /збо, получим
Откуда
ir.=*M-03htaio.. (8.16)
Аналогичным рассуждением можно получить формулы и для других углов отворота. Так, для угла отворота 45° время полета /і
на прямолинейном участке равно
t, = 1,7At — 0,085/3,0; (8.17)
для угла отворота 90° ti рассчитывается по формуле «
ti — 0,5At — 0,l8t3eo. (8.18)
Полученная зависимость времени 11 от At и /3бо позволяет составить график для определения tu который может быть использован в полете. Пример такого графика для а = 60° приведен на рис. 8.14. vf Неучет ветра при расчете времени 11 приводит к ошибке во времени выхода на цель и к боковому уклонению относительно линии заданного пути (рис. 8.15).
Из рисунка видно, что маневр закончится в точке С, линейное боковое уклонение которой будет CF = U tum sin У В, а смещение проекции точки С на линию заданного пути составит отрезок ДА. Если бы самолет пролетел участок АВ по прямой, то снос равнялся бы ВД — utAB.
Но самолет выполнял маневр, и поэтому величина сноса равна
BC = UtM№
Откуда
СД ~ ВС — вд=и (tMn — *АВ) = им.
Таким образом, ошибка в выходе на цель из-за неучета влияния ветра (Ы) будет:
СО5УВ0 А,
W W г-
На практике учет ветра производится следующим образом. В расчет принимается не фактический избыток времени (At), а условный (А/усл), который рассчитывается по формуле
Atyc„ = М + Ы = М+ .At = At(l + В° ) = к At,
Для определения коэффициента к используется график, вид которого приведен на рис. 8.16. Из него видно, что учет ветра целесообразен для нескоростных самолетов.
Продвижение по маршруту в результате выполненного маневра будет составлять (рис. 8.13):
SAff = /?sina + Vtx COS я + #sina — f /?sina + Vtx cos я — J — ^?sina =
«=> 4/? sin a + 2 Vtx cos a.
Для угла а = 60° продвижение по маршруту определяется по формуле
$af ~ —(- 2Vtx • — 3,46/? + Vtx,
или
= 4~ 3,5/?. (8.19)
Заменив в полученном соотношении
/? — ~2^г 1 У/збо и
tx — At — 0,Ш36о,
получим:
для угла а = 60°
‘$прод — У (А/ + O,45/S60);
для угла а = 90°
Зпрод = 4/?; (8.20)
для угла а = 45°
5’прод = V (2,4At — О,33/200). (8.21)
Линейное уклонение от линии заданного пути ‘в общем случае ( рис. 8.13) можно-определить по формуле і
SBy = 2/?(1 —■ cos а) + Vtx sin а.
Для а = 60° величина линейного бокового уклонения будет равна $БУ =R + 0,87Vtu (8.22)
а после подстановки значения из формулы (8.16) получим SBy — V (0,87At 4- 0,062/S60).
Для .<* = 90° 5бу =2R+Vt1 = V (0,5At 4- 0,14/360). (8.23).
Для а = 45° ДБу = К(1,21Д/ + 0,031 *S60). (8.24)v
Исправление пути по дальности выполнением виража или петли
разворотов на 180° общая продолжительность маневра равнялась избытку времени. Это условие можно записать так:
= ix + t2 ■+■ t3e0.
Чтобы учесть влияние ветра, рассмотрим рис. 8.17. Из него
находим
Wxtx = V2l2 + UtyPi cos УВ + UtyPi cos УВ = W2t3 + Utm cos УВ. Откуда
l/cosYB
Подставив полученное значение в выражение М, получим
После преобразования будем иметь:
Л, Wt + W2 , , W2~UсобУВ,
at———— ^—— tx -) р——- — Гзбо-
Если учесть, что
WX = Vcos yCt + U cos УВ,
W2= Vcos УС2 + U cos УВ,
Wx+W2 = 21/ (cos yCj + cos УС2)« 2V,
TO
Учет влияния ветра на петле следует производить в тех случаях, когда ошибка в выходе на цель вследствие неучета ветра будет больше требуемой точности выхода на цель.
На практике часто учитывают влияние ветра только на прямолинейных участках петли, пренебрегая влиянием ветра на разворотах. Тогда время t определяется по формуле
-<->■ <8’26>
Ошибка в выходе на цель по времени в этом случае будет равна
At.
Обычно ошибка из-за неучета ветра на разворотах не превышает 10—15% гасимого избытка времени.
Порядок выполнения маневра сводится к следующему:
— при подходе к характерному ориентиру штурман определяет величину избытка времени At, рассчитывает курс и время t\
— над ориентиром штурман отмечает время его прохода, а летчик производит разворот на 180° и берет рассчитанный штурманом курс. В момент выхода самолета на заданный курс штурман включает секундомер и с этим курсом выполняется полет в течение времени til
— по истечении времени ti штурман выключает секундомер, а летчик производит разворот на 180° и выводит самолет на линию заданного пути;
— при повторном проходе. контрольного ориентира штурман вновь отмечает время и, сравнив его с первым моментом, убеждается в правильности погашенного избытка времени.
Второй вариант — погашение избытка времени на незамкнутой петле (рис. 8.18) встречается значительно реже.
Избыток времени At в этом случае будет равен At sss ti + typ + t<2,.
При этом
W& = W2t2 — Utyp cos УВ.
Откуда
Гі, , U cos УВ,
r2 ~ ITj 1 + U7a yP*
Следовательно,
где
yp= 180° + 2УС.
Для штилевых условий время t будет определяться по формуле tl = ±(At-tm). (8.27)
Порядок работы экипажа в воздухе при выполнении этого ва* рианта маневра следующий:
— в момент прохода контрольного ориентира летчик производит разворот на 90°, а штурман включает секундомер и выполняет полет с рассчитанным курсом в течение времени t\
— по истечении времени 11 летчик производит разворот на 180°;
— в момент прохода траверза контрольного ориентира летчик выполняет разворот на 90° и продолжает полет по линии заданного
пути, а штурман выключает секундомер, сравнивает время полета на петле с избытком времени и убеждается в правильности его погашения.
Из сравнения формул (8.25) и (8.27) для расчета времени полета t для первого и второго вариантов петли видно, что они идентичны. Поэтому на практике для определения tx используются одни и те же графики, в основу расчета которых положена зависимость W
времени tx от At, и 7ур. Пример такого графика приведен на рис. 8.19.